Дышим правильно - говорим легко

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активная нижняя, самая ёмкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижны.Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если её положить на область диафрагмы, т.е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются.
Вдох при речи короткий, легкий. Выдох – длинный, плавный.
В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через нос и рот, а в процессе речевого выдоха воздух идет через рот. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершенного отрезка высказывания.
Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.

Дыхательная гимнастика

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков.
При занятиях дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Не заниматься в пыльной, не проветренной комнате.
  2. Не заниматься после еды.
  3. Занятия проводить в свободной одежде.
  4. Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.
  5. Дозировать количество и темп проведения упражнений.

Упражнения

1. «Толстяки».

Лечь на спину, положить ладонь одной руки на грудь, а другой на подвздошную область живота, между пупком и нижней границей грудной клетки.
Сделав предварительно глубокий вдох, плавно и неторопливо вдохнуть носом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед, поднимая вашу руку. Грудная клетка должна остаться в покое. Выдох производить плавно, через рот и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Проделать 3-5 плавных ритмических дыханий.

2. «Полный вдох»

После предварительного выдоха сделать плавный вдох носом, поднять прямые руки вперед и развести их вверх и в стороны. Произойдет полный вдох. Положить ладони на передние боковые нижние края грудной клетки и сделать выдох, старясь как можно дольше сохранить нижнюю часть грудной клетки в расширенном состоянии вдоха. Длину выдоха необходимо постепенно увеличивать. Повторить 3-6 раз.

3. « Качаем пресс»

Упражнение следует делать в исходном положении лежа 5-6 раз подряд. Для выполнения упражнения использовать мешочек с песком весом в 1,5 –2 кг. Мешочек положить на живот. Сделать глубокий вдох носом и развести руки в стороны, как в предыдущем упражнении, движением передней стенки живота необходимо поднять мешочек с песком как можно выше. На медленном выдохе мешочек опустить.

4. «Фиксированный выдох».

После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами, регулируя тем самым интенсивность выдоха). Щеки не надувать. Следить за правильной осанкой.

5. «Кто длиннее».

Распределить длину фиксированного выдоха до 15 секунд, мысленно считая до 10 или до 12, затем закончить счет вслух.
Длину выдоха в процессе тренировки необходимо постепенно увеличивать. Вместо счета можно мысленно произносить ряды гласных: и,э,а,о,у.ы или какой-либо текст (пословицу, поговорку, стихи).

6. «Теплый выдох».

Сделать вдох через нос, поднести руки ко рту, медленно выдохнуть через открытый рот. Затем, вдохнув через нос, продолжить выдох. Проделать 5-6 раз подряд. Непрерывно ощущая на руках тепло выдыхаемого воздуха.
Вдох полезно делать с полуприседанием или полупоклоном, разводя руки в стороны, поднимая их на затылок и сохраняя прямую линию спины, а также прохаживаясь по комнате, быстро поднимая во время вдоха колено согнутой ноги до уровня пояса. Проделать на «теплом выдохе» упражнения с мысленным счетом.

7. «Свисток».

Вдохнуть носом, на плавном выдохе воспроизводить тихий, длительный, монотонный свист. Свистеть легко, свободно. Губы не напрягать, экономно выдыхать.

Индивидуальные логопедичекие занятия
Логопедические развлечения
Работа с родителями
Работа с педагогами